Полезные советы,  Творчество

Рисуем с фото. «Плюсы» и «минусы»

Сначала сразу скажу о направлении «Фотореализм» в искусстве. Такое рисования можно сравнить, наверное, с созданием мозаики. Это тоже искусство, конечно его, в большей степени это ремесло, это больше технология, чем творчество в прямом смысле этого слова, но тем не менее оно имеет место быть.. и часто художники фотореалисты, это художники с образованием, просто пришедшие к этому направлению, оно им по душе. И не все фотореалисты рисуют по чужим фото, частенько вооружившись отлично оптикой, которой может позавидовать видалый фотолюбитель, они отправляются на поиски натуры!

И совсем другое дело, когда малоопытные художники поняв, что можно пропустить самый сложный момент — именно построения рисунка основы на листе/холсте. Начинают судорожно «раскрашивать» переведенные контуры и тоже бьют себя в грудь —  я фотореалист!! А на картинах мертвые плоские лица с искривленными губами и глазами на разном уровне…. для таких художников рисование по фото становится злом и, своего рода наркотиком, от которого они не в силах отказаться… на критику лишь обиды и оскорбления в ответ.

Так и получается, что у кого то лавры и выставки и авторские работы, а кому то помидоры и тапки! Так давайте разберемся — что кому?, и почему!))

Основные минусы рисования с фото

  • Если вы совсем не умеете рисовать, то копирование и даже попытки самостоятельного рисование с фото не научит вас! Прогресса не будет. Пока вы будете полный «О» в перспективе, построении, основах светотени и пр. будете продолжать рисовать кривые мультики. Не нужно изобретать велосипед, теория рисования и живописи складывалась веками, доверьтесь ей, если хотите научиться рисовать! Вы же не пытаетесь заставить своего ребенка читать вам вслух книжку, если он не знает еще и букв или вообще не умеет разговаривать. А сами при этом, пытаетесь «писать книгу, не умея элементарно читать». На все есть свои правила и законы и свой порядок, сложившийся из опыта многих и многих людей, не пытайтесь его обскакать. Конечно, нельзя сравнивать профессию художника и, например, врача. Ошибка последнего может стоить жизни пациента, от ошибки же художника никто не умрет, но смеяться над вами будут это точно… инструкции художественного мира не так строги, сложны и прямолинейны, как порядок хирургической операции, но тем не менее от них зависит качество вашего творчества.
Не верите?! Давайте пойдем от обратного…
Даже, если вам безумно лень рисовать скетчи и постигать теорию рисования, считаете, что все это бред и красота и объем придут с опытом, просто посмотрите книжки по теории и попробуйте на переведенном уже рисунке начертить линии построения, понять зачем ни все таки нужны. Проверьте, что на разных лицах, с разной шириной, длинной и с огромными и маленькими носами)), с прижатыми и торчащими ушами — все таки работает принцип построения, и лица будут похожи, если вы поймете эти принципы. Попробуйте пойти от обратного и на копию наложить теорию! Просто понять, что все это не зря и все работает!
  • Часто художник настолько подсаживается на такое мнимо легкое рисование, что после долгого копирования фото, он уже просто не может воспринимать художественную грамоту. Это уже как Маугли, ребенок выросший среди волков, в определенный момент он уже теряет возможность переучиться, понять необходимые навыки.
  • Фотография является уже плоской проекцией реальности, и новичком в рисовании она не воспринимается, как объемная форма, а именно как картинка для раскрашивания, и часто видно на рисунках, что даже при тщательной перерисовке и раскраске, фигуры и лица кажутся плоскими и мертвыми. Когда с фотографии рисует художник, уже имеющий опыт работы с натурой, такого эффекта не происходит, потому что, такой художник смотрит на фото по другому. Есть такое понятие как «видеть, как художник».
А давайте переведем картинку в 3D
Попробуйте СЛЕПИТЬ по фото! Просто возьмите пластилин и в путь, все любили в детстве лепить! И тогда вы поймете, как не хватает на фото информации. Как хочется подойти к объекту и потрогать, покрутить и посмотреть — как крепится ручка, а насколько глубока ямка из которой растет хвостик яблока?? и т.д. и в рисовании это тоже важно.
  • Нельзя ни коснуться использования чужих фотографий. Даже если вы, выставляя в интернет приложите фото оригинала или подпишите, что рисовали по фото, авторской эта работа никогда не будет. У таких работ будущее только на ваших стенах и стенах ваших друзей и близких. Конечно, если Вы рисуете только для себя и родных, и не продаете свои картины и не ищите признания художника, вам не нужен этот пункт.
  • Рисуя только с фотографий, будет составлять определенную сложность и составление композиции из нескольких предметов, лиц. Часто не натренированный глазомер не понимает, как соотносятся предметы друг другу, часто можно заметить слишком большие или наоборот непропорциональные лица на групповых портретах, особенно детские. Очень бросаются в глаза такие ляпы, как огромные котята, или слишком маленькие взрослые коты, или велосипеды, на которые не взобраться человеку, изображенному на рисунке. Этой теме я планирую посвятить отдельную статью.
  • Фотографии зачастую сильно обработаны в цифровых редакторах. И часто те, кто обрабатывает, тоже не имеют художественного образования, и могут «заретушировать» важные вещи, а мы с вами еще добавим своих ошибок и в результате все получится совсем печально. А еще есть такое направления как фото-коллаж (фотоарт) и каким бы качественным он не был, это все таки фото-коллаж, и предметы часто в нем не связаны, в разные стороны тени, разное освещение и много других ляпов и если в фотоарте это выглядит вполне допустимо, то в картине оно вылезает, как неграмотность художника, а увлекшись красивой картинкой, мы порой этого не видим.
  • Основной минус вытекает из первого пункта. Когда в компании друзей кто-то попросит — «А нарисуй ка меня!» Прямо сейчас! Вот так на слабо! Неужели Вам не хочется взять карандаш и нарисовать — «А пожалуйста!». Еще один из вариантов, когда заказчик присылает кучку маленьких любительских фото, и просит в таком то ракурсе, в такой то кофточке, блондинкой вместо брюнетки и еще с собачкой на коленях!! Будете отказываться от заказа и капризничать? Тут придется потрудиться.
  • А поехать на пленер с другими художниками? Как вы будете переводить лес и реку, горы и корову, пасущуюся на лугу… неужели не хочется запечатлеть?! Конечно кто то скажет, — «Что я достану телефон, сфоткаю и срисую дома….!» Но вы лишаете себя сумашедшего удовольствия порисовать на свежем воздухе.

Наверное буду закругляться с минусами, думаю основные аргументы я привела. Если вам есть что сказать еще по этому поводу, пишите в комментариях!

Теперь поговорим о плюсах, которые нам дарит современная фотография! А их не мало!

  • Мы уже выяснили, что научиться рисовать, рисуя по фото не возможно. Но фотография нам может помочь научиться! Например можно сфотографировать нашу натуру и перевести ее в монохромный формат, что на ранних этапах обучения значительно облегчит работу со светотенью, если вы будете постоянно сравнивать черно-белое изображение, натуру, и вашу работу, и не важно работаете вы в цвете или в графике.
  • Если никак не получается построить сложный предмет или ухватить сходство портрета. Можно на обычный ксероксный лист перевести сложные предметы или элементы и, как я уже писала выше, пойти от обратного, прорисовать линии построения внутри обведенных контуров, понять, как оно все там устроено, на каком расстоянии, пропорции, направляющие. После такой тренировки построить уже на своем листе не составит труда! Проверьте!
  • Фотография значительно расширяет наши возможности, как географически, так и технически. Вряд ли мы сможем порисовать бабочку в макро режиме с натуры, экзотическую птицу или далекую страну, в которой, возможно никогда и не сможем побывать. Национальные и исторические костюмы, которые часто можно найти только на фото и прочие вещи, которые мы можем найти только в качестве фотографий. Не нужно ждать удобного случая куда то выбраться, рисовать могут все, и мамы в декрете и пенсионеры. Не нужно себя ограничивать, нужно лишь знать и применять некоторые правила, о которых тоже позже!
  • Фотография несомненно очень будоражит нашу фантазию, мы просматриваем огромное количество информации и можем перерабатывать ее в свои произведения, в то, время нельзя нарисовать то, чего мы не знаем, того, что никогда не видели. Фотографии можно брать в основу своих придуманных сюжетов, составлять свои истории.
  • Фотография не вертится и не убегает. Рисуй не хочу. Всегда можно отложить рисование на потом и не бояться, что конфеты съедят, цветы завянут, а фрукты испортятся. Тоже самое и для портретов, 90% заказчиков не согласятся Вам позировать, у некоторых даже мыслей таких не возникает)).
Рисуем с ‘натуры’ по телевизору)) и на отдыхе
Попробуйте смотреть свое любимое кино или передачу про животных с блокнотом в руках и делать короткие зарисовки людей, лиц, лишь ухватывая основные черты. Самые смелые могут порисовать в кафе или в транспорте!
  • ТО, что сейчас в большинстве телефонов и тем более планшетов есть фотоаппарат несомненный плюс! Мы может запечатлеть любой момент, скоротечный, такой как радуга, красивое, проплывающее мимо облако, пасущихся овечек или целующуюся парочку), любой материал может пригодится позже и не везде сядешь и порисуешь. Даже отправляясь на этюды могу посоветовать сделать несколько фото. На этюде вы уловите настроение, цвет, характер, свои ощущения от места. А фото поможет вам «восстановить» в памяти мелкие детали. В итоге картина, сделанная в студии будет и с настроением и с деталями, которые мы не в состоянии запомнить и сложно вместить в этюд

Напишите в комментариях, чем и как вам помогает или мешает рисование по фото. Какие сложности вы испытываете при самостоятельном обучении рисованию?

Добавить комментарий

0

Ваша корзина